Президент планирует предоставление Владивостоку статуса порто-франко
Вчера, 4 декабря, состоялось ежегодное послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. Одним из важнейших заявлений президента стало предложение превратить Владивосток в свободный порт, так называемый Порто-Франко. «Предлагаю предоставить Владивостоку статус морского порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом», — заявил российский лидер. Также он отметил, что «такая возможность предусмотрена в отношении Севастополя и других портов Крыма».
По мнению депутата Законодательного Собрания Приморского края Владимира Беспалова, подобная инициатива действительно принесёт большую пользу Владивостоку. Но в первую очередь для реализации этой инициативы необходимо постановление правительства или соответствующий закон, в котором были бы прописаны права и обязанности сторон. «И это потребует строительства новых портовых сооружений. Потому что оборот судов, на мой взгляд, резко увеличится. И к этому надо готовиться», - уверен Владимир Беспалов.
Как отметил парламентарий, Владивосток уже был свободным портом во второй половине 19 века. И в этот период городу удалось войти в первую пятёрку в мире по грузообороту. Следствием увеличивающегося грузооборота станет увеличение налоговой базы, развитие как производства, необходимого для переработки поступающих грузов, так и производств новых товаров. Кроме того, увеличится объём контейнерных перевозок по Дальневосточной железной дороге, что тоже, как полагает Владимир Беспалов, является позитивным фактором. «Нам надо обобщить опыт работы автосборочного завода «Соллерс». Учесть все положительные и отрицательные моменты его эксплуатации. И это помогло бы Владивостоку стать эффективным свободным портом», - уверен депутат. Также, по мнению Владимира Беспалова, в проекте свободного порта Владивосток необходимо учесть альтернативную автодорогу вдоль Амурского залива и размещение портовых сооружений на месте Первореченской нефтебазы.
Согласно Википедии, Порто-франко (итал. porto franco — свободный порт) — порт (или его определённая часть, порто-франковская зона), пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства. Часто создаётся при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота. Большинство международных аэропортов имеют аналогичные зоны, хотя они, как правило, называются интернациональной или таможенной зонами.
В Российской империи режим порто-франко действовал в разные годы в Феодосии (1798—1799), Одессе (1819—1858), Батуме (1878—1886), Владивостоке (1861—1909), устьях Оби и Енисея (1870—1879, с ограничениями до 1907 года).
По материалам ИА «Дейта»